В рамках традиции проведения ежегодных туристических слетов для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья Московской области Ассоциацией специалистов  по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, при поддержке Фонда президентских грантов, Союза дефектологов, БФ «Моя большая семья» и БФ «Путеводная звезда» с 1 июля была начата подготовка интеграционной программы «Инклюзивная поляна». На этапе подготовки было закуплено необходимое туристическое и спортивное снаряжение, расходные материалы для проведения мастер-классов, проведен набор и инструктаж волонтеров, определен список участников слета из числа детей и молодежи с ОВЗ.

В связи с непростой эпидемиологической ситуацией в 2020 году ежегодный туристический слет был перенесен с июля на август месяц, а формат мероприятия был изменен с палаточного лагеря с совместным проживанием детей, их родителей и волонтеров на активности во время дневного проведения программы «Инклюзивной поляны». Дети из приемных семей, составлявшие основной контингент участников, жили у себя дома, в построенном несколько лет назад городке для приемных семей, а в палаточный городок, где постоянно проживали волонтеры и выпускники коррекционных школ-интернатов и детских домов, также выполнявшие волонтерские функции, приходили на спортивные мероприятия, туристические тренинги,  занятия по развитию социально-бытовых навыков и творческие мастер-классы.

С 14 по 25 августа  был проведен главный этап интеграционной программы  «Инклюзивная поляна».

Городок из шатров и палаток расположился в живописном месте на правом берегу реки Нара, недалеко от исторической усадьбы Нащокиных и  городка приемных семей, в котором воспитываются совместно ребята с особыми образовательными потребностями и их нормативно развивающиеся сверстники. Уютные опушки смешанного леса и поляны под летним солнышком приняли новых друзей и стали, можно сказать,  «клубом по интересам» на время проведения туристического слета.

Совместно с волонтерами выпускники школ-интернатов собрали беседки, столы и скамейки для проведения мастер-классов,  оборудовали творческие и санитарно-бытовые зоны. Благодаря ежедневному проведению занятий по социально–бытовой ориентировке и  освоению навыков ведения хозяйства,  ребята

научились самостоятельно выбирать продукты,  готовить первые и вторые блюда, а также убираться и  соблюдать гигиену в быту.

Погода радовала участников «Инклюзивной поляны»,  а в жаркое полуденное время со спортивных игр, конкурсов и веселых стартов ребята переключали свое внимание на  викторины, творческие мастер-классы, и кружок по сбору моделей, что позволило развить наблюдательность, память и мелкую моторику.

На ежедневном дискуссионном клубе обсуждались актуальные проблемы детей и молодежи, оставшейся без попечения родителей, способы решения сложных жизненных ситуаций, освещался положительный опыт выпускников детских домов и школ-интернатов. Прошли тренинги по финансовой грамотности и планированию бюджета. В виде еще одной спокойной зоны отдыха в лагере работал кино-клуб с просмотром кино и мультфильмов, и обсуждением их духовно-нравственной составляющей.

Каждый день интеграционного туристического слета завершался теплой беседой с чаем и сладостями.

Участники интеграционного лагеря  смогли  окунулись в атмосферу непрерывного контакта с природой, благодаря чему у ребят остались яркие воспоминания, повысились коммуникативные и социально-бытовые навыки, появились новые знания о возможностях досуга в природных условиях. Активные спортивные игры и конкурсы способствовали командообразованию, обустройство быта на природе с установкой палаток послужило основанием для формирования новых компетенций у старших ребят из числа молодежи с ОВЗ, а проведение разнообразных мастер-классов в досуговой зоне способствовало развитию двигательных навыков, внимательности и взаимопомощи у детей среднего и младшего возраста.

Самыми яркими и запоминающимися стали  мастер-классы по изготовлению «Эко-сумки» (декорирование готовой заготовки росписью с помощью штампов  и трафаретов экологической и природной тематики / ручной росписью кистями), изготовление древнерусских кукол — оберегов из льняного волокна, декорированных лентами и кусочками материи, изготовление массы — лизуна – прилипалы, изготовление кукол -травянчиков, набитых опилками и семенами травы, прорастающей в виде шерсти или волос куклы.

Ежегодные туристические слеты способствуют социализации, получению навыков, необходимых для самостоятельной жизни, духовно-нравственному развитию и успешной интеграции в общество детей-инвалидов,  сирот и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Прохождение  программы занятий детьми и молодежью с ОВЗ совместно с участием здоровых детей и взрослых позволяет достичь более высокого уровня социально-бытовой адаптации.