question_mark_PNG28

Доброе утро, я молодой специалист, работаю в коррекционной школе для детей с ЗПР и УО. Скажите пожалуйста есть Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 где прописано, что на ставку учитель дефектолог должен работать с 6-12 учеников, занятия индивидуальные и групопвые. В соответствии с данным приказом на одного ребенка дается 1 час в неделю? Как я их должна объеденять в группы. Как правильно организовать свой рабочий график. Какой диагностикой пользоваться для ЗПР и УО?

знак

На Ваш запрос от 12.10.2019 отвечаем, что действительно,  в приказе Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" имеется указание о том, что при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице: учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Данная формулировка не включает регламентацию деятельности учителя-дефектолога (олигофренопедагога), т.к. для детей с нарушением слуха предусматривается наполняемость групп/классов – 5-6 обучающихся и проведение индивидуальной/групповой работы, направленной на коррекцию и развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи, связной устной и письменной речи, коммуникативной функции речи, в то время как для детей с ЗПР, умственной отсталостью предусматриваются другие направления коррекционно-развивающей работы.

Также, необходимо пояснить, что учебный план – это документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в образовательной организации, их распределение по годам в течение всего срока обучения, отражает количество академических часов на одного обучающегося (в настоящий момент эти величины составляют до  40 минут урок/групповое занятие, до 20 минут – индивидуальное занятие). В соответствии с заданными величинами Вы можете составить расписание проведения индивидуальных/групповых/подгрупповых занятий с обучающимися исходя из педагогической нагрузки 20 астрономических часов.

Отвечая на поставленный Вами вопрос относительно выбора диагностического инструментария, применяемого при обследовании познавательной сферы детей с задержкой психического развития, умственной отсталости, хотелось бы отметить следующее: в настоящий момент специалистами психолого-медико-педагогических комиссий, психолого-педагогических консилиумов применяются методики, перечень которых приведен в приложении к методическим рекомендациям "О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий" (письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07).

С уважением, к.п.н., доцент кафедры специального и инклюзивного образования ГОУ ВО МГОУ Еремина Анна Александровна

question_mark_PNG28

Подскажите, как начать работу с детьми с РАС на лекотеке? С чего начать обследование? И какой диагностический материал применить?

знак

Ответ от Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС:

Для диагностики детей раннего возраста можно использовать следующие диагностические материалы: VB-MAPP, PEP, Вайнленд, Макартуртуровский опросник
Также возможно использование Матрицы Коммуникации https://www.communicationmatrix.org/

question_mark_PNG28

Добрый день! Я работаю в разновозрастной группе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата . Очень сложно найти какие-то разработки по работе именно с этой категорией лиц и ведению документации в разновозрастной группе (у меня в группе дети с 3 до 7 лет). Буду очень благодарна, если направите и подскажите. Заранее спасибо.

знак

 

Как показывает опыт работы, при определении содержания, выборе методов и приемов работы с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, необходимо учитывать ряд факторов, а именно:

Особенности познавательной деятельности и выраженность проявлений задержки формирования представлений об окружающей действительности;

Ведущее средство коммуникации – речь, невербальные средства общения;

Доступность самостоятельной деятельности руками и состояние предметно-манипулятивной деятельности.

Эти факторы могут быть использованы для организации детских объединений в процессе решения конкретных коррекционно-педагогических задач. При этом состав таких объединений может меняться (в том числе и по возрасту) в зависимости от фактических возможностей детей, характера возникающих у них трудностей и целевых установок, определяемых педагогом.

Подобный подход позволяет успешно организовать работу и в разновозрастной группе, т.к. степень готовности ребенка (по состоянию познавательной деятельности, речи, манипулятивной деятельности) к освоению учебного материала может существенно меняться по отношению к разным предметным областям и линиям психофизического развития.

Для определения содержания коррекционной работы можно рекомендовать следующие пособия:

Гусейнова А.А., Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – М., 2008.

Комплексная абилитация детей с нарушениями движений в специализированных образовательных учреждениях: программно-методические материалы/И.А.Смирнова и др. –СПб., 2008.Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 0319 – Спец. педагогика в спец. (коррекц.) образоват. учреждениях /И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько. – М.: Академия, 2001. – 183 с.

Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст]: учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов/И.А.Смирнова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 320 с., ил.

 

С формальной точки зрения в разновозрастной группе могут использоваться следующие организационные формы:

  • Фронтальное занятие без учета возраста и характера трудностей (общеразвивающие и коррекционные задачи решаются одновременно со всеми участниками группы)
  • Фронтальное занятие, направленное на достижение определенной цели, однако отдельные задания конкретизируются с учетом возраста, возможностей, трудностей конкретных детей
  • Фронтальное занятие, направленное на достижение определенной цели, однако для ее достижения выделяются несколько подгрупп детей с учетом возраста, возможностей, трудностей конкретных детей
  • Подгрупповое занятие с частью дошкольников. Остальные дети занимаются другим видом деятельности под руководством другого педагога, дефектолога, помощника воспитателя….
  • Параллельное подгрупповое занятие, направленное на достижение определенной цели. Однако для ее достижения используются разные технологии работы, что требует группировки обучающихся по подгруппам (малым объединениям) в зависимости от возраста, возможностей, трудностей.
question_mark_PNG28

Добрый день! Проконсультируйте, пожалуйста, по вопросу организации обучения детей с ЗПР на уровне основного общего образования: какие специалисты осуществляют психолого-педагогическое сопровождение (педагог-пстхолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) и до какого возраста (класса обучения)? Может ли ПМПК рекомендовать занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом обучающемуся с ЗПР на уровне ООО? Входит ли учитель-дефектолог в штат образовательной организации, реализующей АОП НОО и ООО обучщихся с ЗПР (н-р, школы-интерната)?

знак

На уровне начального общего образования в описании кадровых условий указаны специалисты: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Штатное расписание образовательной организации составляет руководитель. В связи с этим к реализации АООП могут быть привлечены дополнительные специалисты, например, тьютор. Кроме того, на усмотрение образовательной организации к реализации программы коррекционной работы привлекается учитель-класса, педагоги-предметники по направлению помощи ребенку "пропедевтика и коррекция предметных трудностей". Как известно, на занятия по программе коррекционной работы отводится не менее 5 часов в неделю. Специалисты, привлекаемые к реализации программы, и направления их деятельности указываются в заключении ПМПК. Однако, данный перечень может быть расширен в том числе за счет привлечения педагогов. Часы между всеми привлекаемыми специалистами распределяются самостоятельно образовательной организацией.

 

В настоящее время Министерством просвещения организована работа по внесению изменений в требования ФГОС ООО, а также созданию АООП ООО для разных нозологических групп, включая обучающихся с ОВЗ. В 1 сентября 2019 года планируется сдать работу по разработке рабочих программ для первого года обучения в основной школе.

 

Программа коррекционной работы является неотъемлемой частью как основной, так и адаптированной образовательной программы и в начальной и в основной школе. В связи с этим ПМПК имеет право рекомендовать организацию занятий по программе коррекционной работы с привлечением квалифицированных специалистов.

Формы привлечения специалиста определяется образовательной организацийей (штат, совместительство, договор ГПХ, договор о сетевом взаимодействии при реализации АООП со специальной школой).

question_mark_PNG28
Добрый день. Я дефектолог без опыта работы, скажите с чего правильно начать свою работу в начале учебного года в коррекционной группе ДОУ?
знак

В начале учебного года необходимо провести обследование обучающихся в группе детей и составить планы работы (фронтальной и индивидуальной) на год.
Литература предлагается преимущественно по нозологическим группам. Например:
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи
Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития.Организационный аспект.
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Еще Примерные АООП есть и разработанные на ее основе материалы.