![question_mark_PNG28 question_mark_PNG28](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/question_mark_PNG28.png)
Доброго времени суток! Подскажите пожалуйста какая должна быть документация на ребенка с ЗПР в ДОУ, в котором нет компенсирующих групп, но есть 1 ребенок ЗПР, в заключении ТПМПК рекомендована программа обучения и воспитания дошкольников с ЗПР, а также занятия с педагогом-психологом, дефектологом и учителем - логопедом. Мама категорически против переводить ребенка в специализированный детский сад.
![знак знак](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/znak.jpg)
Добрый день!
![question_mark_PNG28 question_mark_PNG28](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/question_mark_PNG28.png)
Здравствуйте!Ко мне на занятия поступил ребенок с тугоухостью 2 степени,на данный момент ребенку 3 года.Год назад была проведена операция по установки КИ. Звукам не подражает.На попытки вовлечь в игровую-обучающую среду,реагирует резко отрицательно. Было проведено 3 занятия,на которых мы знакомились с различными звуками.Применяла пособия:НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:Сигнальные карточки для усвоения детьми артикуляционных фонем.(гласные звуки)Использовали микрофон,пели в банку.НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ:"задуй свечу,сдуй перышко. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:по Железновой Е. с ручной куклой.НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ музыкальные инструменты(ксилофон,барабан,маракасы), Гигантские кнопки фирмы Learning Recources, цветные колокольчики.Ребенок быстро переключается с одного вида работы на другое.Максимальное время выполнения задания 3 минуты.В приоретете самостоятельная игра,игры с сенсорными коробками.При попытках внести в игру образовательный момент,сразу убегает.В дальнейшем к игре не возвращается.На логоритмичные упражнения не реагирует(занимался в другом центре год,со слов мамы ребенок держался отдельно от группы,и занимался "своими делами".Прошу помощи в правильной организации занятия,с уклоном на детей с КИ
![знак знак](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/znak.jpg)
Добрый день! Отвечая на ваше письмо, можем порекомендловать: 1) Консультация невролога на наличие ранних признаков аутизма и отклонение в психическом развитии. 2) По методическим рекомендациям адаптпционный период работы педагога с ребенком с КИ составляет 3 месяца (ребенок должен привыкнуть к обстановке и педагогу). За 3 занятия адаптация невозможна.
![question_mark_PNG28 question_mark_PNG28](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/question_mark_PNG28.png)
Доброго времени суток. Я работаю заместителем директора в отделении школы для глухих и слабослышащих учащихся.
Подскажите, пожалуйста, есть ли нормативный документ, разрешающий брать детей на индивидуальную слуховую работу с некоторых уроков? Возможно это методические рекомендации или иные законные нормы.
![знак знак](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/znak.jpg)
Возможность брать учащихся на индивидуальные занятия опирается на Положение об организации индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее – РСВ и ФП)/ формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (для классов, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, далее – ФРС и ПСУР), которое разработано в соответствии со следующими документами:
- приказом Минобразования РФ от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии";
- инструктивным письмом Министерства образования РФ от 14.06.1995г № 14а-169-6 «Положение об организации работы по развитию слухового восприятия речи и обучению произношению в школах глухих и школах для слабослышащих и позднооглохших детей»;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования глухих обучающихся;
- Федерального закона от 29.12.20112 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- С учетом особенностей организации образовательно-коррекционного процесса индивидуальные занятия могут совпадать по времени с некоторыми общеобразовательными уроками и внеклассными занятиями, с которых разрешается брать учащихся по усмотрению администрации, по расписанию, ориентированному на скользящий график. Запрещается брать учащихся с уроков русского языка, грамматики, математики.
- Индивидуальные занятия строятся с учетом научно-методических материалов по организации и содержанию занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи ведущих специалистов сурдопедагогики (Е.П. Кузьмичевой, И.Г. Багровой, Н.Ф. Слезиной, Е.З. Яхниной, Ф.Ф. Рау, К.А. Волковой, Л.П. Назаровой, Т.К. Королевской).
![question_mark_PNG28 question_mark_PNG28](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/question_mark_PNG28.png)
Здравствуйте! Работаю дефектологом в детском саду комбинированного вида в группе компенсирующей направленности, группу посещают дети с ЗПР, ребенок с РАС, и ребенок с ДЦП. Подскажите, пожалуйста, необходимо ли писать дефектологу рабочую программу и на какой документ ссылаться? И пишутся ли индивидуальные маршруты на детей?
![знак знак](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/znak.jpg)
Дефектолог в любом случае пишет свою рабочую программу, иначе как вы поймёте цель и результат своей работы? Отдельной рекомендованной адаптированной программы дошкольного образования для детей с РАС, к сожалению до сих пор нет.
![question_mark_PNG28 question_mark_PNG28](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/question_mark_PNG28.png)
Здравствуйте. У меня вопрос об оплате труда. Недавно я успешно прошла аттестацию на высшую категорию как учитель-логопед. По совместительству я работаю еще учителем-дефектологом. Распространяется ли оплата за высшую категорию по должности учитель-дефектолог?.Мне в этой оплате отказали. Правомерно ли действия отдела кадров?
![знак знак](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/znak.jpg)
Подобные вопросы регламентируются региональными нормативно-правовыми актами, либо актом конкретной образовательной организации.
![question_mark_PNG28 question_mark_PNG28](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/question_mark_PNG28.png)
Здравствуйте. Я работаю учителем-дефектологом в общеобразовательной школе с детьми с ЗПР 1 ставка, которая составляет 20 часов в неделю. Исходя из чего даётся учебная нагрузка учителя-дефектолога и сколько часов отводится на занятия с детьми? Какими методическими рекомендациями можно воспользоваться для работы с детьми с ЗПР?
![знак знак](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/znak.jpg)
На занятия с детьми отводится 20 часов, вне зависимости, в какой школе (отдельной или инклюзивной ) работает учитель-дефектолог; остальное время, необходимое на подготовку к занятиям с детьми, заполнение документации, написание конспектов, консультирование родителей и т.д. учитель –дефектолог проводит в образовательной организации дополнительно.
![question_mark_PNG28 question_mark_PNG28](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/question_mark_PNG28.png)
Какие обязательные предметные области и учебные предметы должен включать учебный план на 2019/2020 учебный год для 11 класса, в котором обучаются глухие дети с задержкой психического процесса, если они еще не попадают под действие ФГОС ООО?
Соответствует ли действующему законодательству организация их обучения в полном соответствии с базисным учебным планом для С(К)ОУ I вида (для глухих, имеющих задержку психических процессов), утв. Приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п ?
![знак знак](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/znak.jpg)
Про организацию обучения ОВЗ не в начальной школе, конкретно в 11 классе глухих обучающихся с ЗПР.
В 11 классе задержка должна была быть уже или компенсирована - тогда школа берет Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" + Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" + Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" и разрабатывает адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с ОВЗ (глухих),
или это никакая не задержка, а умственная отсталость в сочетании с глухотой, тогда обучение строится в соответствии с письмом (во вложении) – при этом государственная итоговая аттестация при этом не проводится, учащийся по выпуску получает справку (свидетельство об обучении)
![question_mark_PNG28 question_mark_PNG28](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/question_mark_PNG28.png)
Подскажите, пожалуйста, на что в первую очередь опираться при написании АООП - на заключение ТПМПК или ИПРА? Часто эти документы выдаются в разное время. В заключение ТПМПК, например, может быть рекомендована АООП для обучающихся с ТНР, а в ИПРА инвалида отмечено нарушение интеллекта и языковых и речевых средств.
![знак знак](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/znak.jpg)
При решении вопроса о создании специальных условий для обучения ребенка с ОВЗ опираться следует на заключение ПМПК. Соответствующие разделы в ИПРА также должны заполняться на основании заключения ПМПК, либо, при отсутствии такового, оставаться пустыми. Если же раздел в ИПРА был заполнен без заключения ПМПК, родители имеют право, получив такое заключение, обратиться с просьбой о внесении изменений в ИПРА.
![question_mark_PNG28 question_mark_PNG28](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/question_mark_PNG28.png)
Специалисты нашей организации хотели бы вступить в Союз дефектологов. С условиями вступления физических лиц, образцом договора и нормативными документами мы ознакомились на сайте. Пожалуйста, разъясните, какую сумму должно вносить учреждение (однократно или ежегодно), если в Союз будет вступать учреждение? Какие при этом индивидуальные возможности и льготы получают логопеды и дефектологи ДОУ? Считаются ли они в этом случае членами союза (индивидуально, физическое лицо под своей фамилией), или членом союза является детский сад? Теряют ли они свое членство при увольнении из нашего ДОУ и поступлении на работу в другое учреждение?
![знак знак](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/znak.jpg)
Организация вносит средства по согласованию между сторонами только за конкретное указанное в приложениях к договору мероприятие (семинар, вебинар). Вступительные или ежегодные взносы для организаций, за исключением региональных общественно-профессиональных (ассоциаций, союзов), не предусмотрены. Чтобы стать полноправными членами Союза, сотрудники вступают в него как физлица, и остаются членами Союза независимо от места их работы в случае своевременной уплаты членских взносов.
![question_mark_PNG28 question_mark_PNG28](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/question_mark_PNG28.png)
Каков порядок вступления в Союз юридических лиц?
![знак знак](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/znak.jpg)
Образец договора с юридическими лицами размещен на сайте Союза в разделе "Образцы документов", следует заполнить реквизиты со своей стороны. Конкретные мероприятия указываются в приложениях (по согласованию между сторонами). Работники образовательных организаций вступают в Союз и оплачивают взносы как физические лица, их список следует указать в приложении к договору с образовательной организацией (условия вступления физлиц размещены на сайте). Мы также заинтересованы в создании региональных общественно-профессиональных организаций дефектологов (Союзов, Ассоциаций) для повышения эффективности работы.
![question_mark_PNG28 question_mark_PNG28](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/question_mark_PNG28.png)
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, в следующем году будет проводиться Всероссийский конкурс "Учитель-дефектолог"?
![знак знак](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/znak.jpg)
Конкурс проводится ежегодно.
![question_mark_PNG28 question_mark_PNG28](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/question_mark_PNG28.png)
Доброе утро, я молодой специалист, работаю в коррекционной школе для детей с ЗПР и УО. Скажите пожалуйста есть Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 где прописано, что на ставку учитель дефектолог должен работать с 6-12 учеников, занятия индивидуальные и групопвые. В соответствии с данным приказом на одного ребенка дается 1 час в неделю? Как я их должна объеденять в группы. Как правильно организовать свой рабочий график. Какой диагностикой пользоваться для ЗПР и УО?
![знак знак](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/znak.jpg)
![question_mark_PNG28 question_mark_PNG28](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/question_mark_PNG28.png)
Подскажите, как начать работу с детьми с РАС на лекотеке? С чего начать обследование? И какой диагностический материал применить?
![знак знак](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/znak.jpg)
Ответ от Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС:
Для диагностики детей раннего возраста можно использовать следующие диагностические материалы: VB-MAPP, PEP, Вайнленд, Макартуртуровский опросник.
Также возможно использование Матрицы Коммуникации https://www.communicationmatrix.org/
![question_mark_PNG28 question_mark_PNG28](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/question_mark_PNG28.png)
Добрый день! Я работаю в разновозрастной группе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата . Очень сложно найти какие-то разработки по работе именно с этой категорией лиц и ведению документации в разновозрастной группе (у меня в группе дети с 3 до 7 лет). Буду очень благодарна, если направите и подскажите. Заранее спасибо.
![знак знак](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/znak.jpg)
Как показывает опыт работы, при определении содержания, выборе методов и приемов работы с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, необходимо учитывать ряд факторов, а именно:
Особенности познавательной деятельности и выраженность проявлений задержки формирования представлений об окружающей действительности;
Ведущее средство коммуникации – речь, невербальные средства общения;
Доступность самостоятельной деятельности руками и состояние предметно-манипулятивной деятельности.
Эти факторы могут быть использованы для организации детских объединений в процессе решения конкретных коррекционно-педагогических задач. При этом состав таких объединений может меняться (в том числе и по возрасту) в зависимости от фактических возможностей детей, характера возникающих у них трудностей и целевых установок, определяемых педагогом.
Подобный подход позволяет успешно организовать работу и в разновозрастной группе, т.к. степень готовности ребенка (по состоянию познавательной деятельности, речи, манипулятивной деятельности) к освоению учебного материала может существенно меняться по отношению к разным предметным областям и линиям психофизического развития.
Для определения содержания коррекционной работы можно рекомендовать следующие пособия:
Гусейнова А.А., Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – М., 2008.
Комплексная абилитация детей с нарушениями движений в специализированных образовательных учреждениях: программно-методические материалы/И.А.Смирнова и др. –СПб., 2008.Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 0319 – Спец. педагогика в спец. (коррекц.) образоват. учреждениях /И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько. – М.: Академия, 2001. – 183 с.
Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст]: учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов/И.А.Смирнова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 320 с., ил.
С формальной точки зрения в разновозрастной группе могут использоваться следующие организационные формы:
- Фронтальное занятие без учета возраста и характера трудностей (общеразвивающие и коррекционные задачи решаются одновременно со всеми участниками группы)
- Фронтальное занятие, направленное на достижение определенной цели, однако отдельные задания конкретизируются с учетом возраста, возможностей, трудностей конкретных детей
- Фронтальное занятие, направленное на достижение определенной цели, однако для ее достижения выделяются несколько подгрупп детей с учетом возраста, возможностей, трудностей конкретных детей
- Подгрупповое занятие с частью дошкольников. Остальные дети занимаются другим видом деятельности под руководством другого педагога, дефектолога, помощника воспитателя….
- Параллельное подгрупповое занятие, направленное на достижение определенной цели. Однако для ее достижения используются разные технологии работы, что требует группировки обучающихся по подгруппам (малым объединениям) в зависимости от возраста, возможностей, трудностей.
![question_mark_PNG28 question_mark_PNG28](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/question_mark_PNG28.png)
Добрый день! Проконсультируйте, пожалуйста, по вопросу организации обучения детей с ЗПР на уровне основного общего образования: какие специалисты осуществляют психолого-педагогическое сопровождение (педагог-пстхолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) и до какого возраста (класса обучения)? Может ли ПМПК рекомендовать занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом обучающемуся с ЗПР на уровне ООО? Входит ли учитель-дефектолог в штат образовательной организации, реализующей АОП НОО и ООО обучщихся с ЗПР (н-р, школы-интерната)?
![знак знак](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/znak.jpg)
На уровне начального общего образования в описании кадровых условий указаны специалисты: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед.
Штатное расписание образовательной организации составляет руководитель. В связи с этим к реализации АООП могут быть привлечены дополнительные специалисты, например, тьютор. Кроме того, на усмотрение образовательной организации к реализации программы коррекционной работы привлекается учитель-класса, педагоги-предметники по направлению помощи ребенку "пропедевтика и коррекция предметных трудностей". Как известно, на занятия по программе коррекционной работы отводится не менее 5 часов в неделю. Специалисты, привлекаемые к реализации программы, и направления их деятельности указываются в заключении ПМПК. Однако, данный перечень может быть расширен в том числе за счет привлечения педагогов. Часы между всеми привлекаемыми специалистами распределяются самостоятельно образовательной организацией.
В настоящее время Министерством просвещения организована работа по внесению изменений в требования ФГОС ООО, а также созданию АООП ООО для разных нозологических групп, включая обучающихся с ОВЗ. В 1 сентября 2019 года планируется сдать работу по разработке рабочих программ для первого года обучения в основной школе.
Программа коррекционной работы является неотъемлемой частью как основной, так и адаптированной образовательной программы и в начальной и в основной школе. В связи с этим ПМПК имеет право рекомендовать организацию занятий по программе коррекционной работы с привлечением квалифицированных специалистов.
Формы привлечения специалиста определяется образовательной организацийей (штат, совместительство, договор ГПХ, договор о сетевом взаимодействии при реализации АООП со специальной школой).
![question_mark_PNG28 question_mark_PNG28](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/question_mark_PNG28.png)
Добрый день. Я дефектолог без опыта работы, скажите с чего правильно начать свою работу в начале учебного года в коррекционной группе ДОУ? |
![question_mark_PNG28 question_mark_PNG28](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/question_mark_PNG28.png)
Дайте, пожалуйста, разъяснения:1) когда заканчивается учебный год для детей с ОВЗ;2) какие есть рекомендации по проведению итоговой аттестации УО детей? Спасибо
![знак знак](http://souz-defectology.ru/wp-content/uploads/2019/10/znak.jpg)
В начале учебного года необходимо провести обследование обучающихся в группе детей и составить планы работы (фронтальной и индивидуальной) на год.
Литература предлагается преимущественно по нозологическим группам. Например:
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи
Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития.Организационный аспект.
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Еще Примерные АООП есть и разработанные на ее основе материалы.