В период с 19 по 20 ноября 2020 года проводилась Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегические ориентиры развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». Цель конференции: профессионально-общественное обсуждение приоритетных направлений развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в соответствии с современными целевыми ориентирами в сфере образования.

Конференция организована ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» (г. Екатеринбург). Научно-практическая конференция является ежегодным значимым и ожидаемым событием Института развития образования Свердловской области, которое вносит серьезный вклад в решение широкого круга задач, связанных с развитием образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Конференция традиционно объединяет большое количество неравнодушных к вопросам образования детей с особыми образовательными потребностями специалистов.

Для участия в конференции зарегистрировались более 700 человек из 36 субъектов Российской Федерации.

20 ноября 2020 года в рамках пленарной части конференции выступили:

Георгий Валерьевич Крюков, исполнительный директор Всероссийского союза дефектологов, член Экспертного совета по специальному образованию при комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке, г. Москва.

Елена Юрьевна Клочко, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ, член Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, председатель Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающимися в представительстве своих интересов (ВОРДИ), г. Москва.

Елена Викторовна Кулагина, ведущий научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических проблем народонаселения» Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, член рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, канд. эконом. наук, г. Москва.

Наталья Викторовна Микляева, профессор кафедры дошкольной дефектологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», канд. пед. наук, профессор, главный редактор научно-методического журнала «Современный детский сад», г. Москва.

Ольга Викторовна Скоморина, аналитик ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», г. Москва.

Людмила Викторовна Золотницкая, ответственный секретарь Свердловского областного отделения Национальной родительской ассоциации, председатель Свердловского областного родительского комитета, исполнительный директор региональной общественной организации «Форум женщин Урала», г. Екатеринбург

Марина Викторовна Пономарева, директор автономной некоммерческой организации реализации инклюзивных проектов «Развитие без границ», г. Екатеринбург.

В пленарных выступлениях представлены стратегические направления развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, приоритетные направления развития системы сопровождения этой категории лиц, результаты исследований социального неравенства в сфере специального образования, инновационные подходы в деятельности специалистов, а также взгляд родительской общественности на содержание и качество образования детей с ограниченными возможностями здоровья, содержание деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций в развитии инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и другие значимые вопросы.

Ссылка на видеозапись пленарной части конференции:

https://www.irro.ru/?id=4987

20 ноября 2020 года организована работа коммуникационных площадок. Формат коммуникационных площадок позволил создать условия для конструктивного обмена взглядами и мнениями, творческой и результативной дискуссии, установления новых деловых и дружеских контактов.

Коммуникационная площадка 1. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в раннем и дошкольном возрасте: архитектура образовательного опыта и точки роста.

В рамках работы площадки состоялось обсуждение опыта разработки и внедрения проектов, способствующих развитию и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, применения средств образовательной робототехники в решении задач развития детей с ограниченными возможностями здоровья, внедрения разнообразных методических решений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста, а также практики сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.

Ссылка на видеозапись коммуникационной площадки:

https://www.irro.ru/rkp2011_1

Коммуникационная площадка 2. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в общеобразовательных организациях: траектории развития.

Представители Мурманской, Ростовской, Свердловской, Челябинской и Ульяновской областей транслировали практики сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, их родителей, в том числе с использованием телекоммуникационных технологий в период угрозы распространения COVID-19, практики реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях социального обслуживания, опыт создания условий для развития инклюзивной практики в общеобразовательных организациях, а также практики развития содержания и технологий образовательной деятельности с детьми с задержкой психического развития, нарушением слуха, тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Ссылка на видеозапись коммуникационной площадки: https://www.irro.ru/rkp2011_2

Коммуникационная площадка 3. Ресурсы дополнительного образования в социализации и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: актуальные образовательные практики.

При обсуждении приоритетных направлений обеспечения доступности дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и практик дополнительного образования представлены инклюзивный проект «Уроки Дружбы и Доброты», инновационный проект «Детская инклюзивная телестудия «Твоя территория успеха», инклюзивное объединение «Кинологическая студия для детей-инвалидов «Ангельские псы», а также опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья вокалу, робототехнике, включению детей с расстройствами аутистического спектра в физкультурно-спортивную деятельность.

Ссылка на видеозапись коммуникационной площадки: https://www.irro.ru/rkp2011_3