В целях модернизации технологий организации образовательного процесса, повышения просветительской, экспертной и организационной роли  университета в решении региональных проблем современного образования и  реализации федерального проекта «Единая страна — доступная среда»   9 – 10 апреля 2020  в Орловском государственном  университете имени И.С. Тургенева состоялась VII Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии».

Формат  видеоконференции позволил  объединить более 300 участников. Партнерами при организации конференции выступили: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Kolping Hotel Spa & Family Resort**** (г. Хевиз, Венгрия), Мэрия г. Хевиз (Венгрия), Университет Спринг Арбор, Штат Мичиган, Факультет Медицины университета Жешув (Польша), Минский городской институт развития образования» (Беларусь, г Минск). Конференция проводилась при поддержке Орловского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» и Партии «Единая Россия».

С приветственным словом к участникам обратилась депутат Государственной думы Российской Федерации, доктор технических наук, профессор Пилипенко Ольга Васильевна:

«Уважаемые коллеги, я рада приветствовать всех  собравшихся на конференции.  Проблема  здоровья детей, обеспечения условий успешной социализации и создания равных стартовых возможностей для   различных категорий, в том числе  с ограниченными возможностями, инвалидов, определены в качестве наиболее важных и актуальных  приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. На современном этапе развития нашего общества идеи сотрудничества становятся важнейшим императивом дальнейшего устойчивого развития общего, профессионального и специального образования.   И сегодня, в это нелегкое время, когда Россия  и вся страна борется с пандемией коронавируса, Вы нашли время и пришли обсудить проблемы сопровождения образования.

Сегодня, как никогда, проблема сопровождения образовательного процесса является актуальной. Необходимо всем участникам образовательного процесса овладеть цифровыми компетенциями, технологиями преодоления стрессовых ситуаций и организацией дистанционного образования как детей и студентов нормы, так и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Желаю Вам успехов и плодотворного сотрудничества».

Конференцию открыла Председатель Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание», депутат Государственной думы Российской Федерации, член фракции «Единая Россия»,  заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке, доктор педагогических наук, профессор  Духанина Любовь Николаевна. В своем выступлении она затронула современные проблемы ребенка,  учителя, определила  основные подходы и пути к взаимопониманию, современные практики сопровождения детей.

«…Взрослый – не просто опора, он побуждает ребенка к поиску, принятию самостоятельных решений, создает условия для осуществления личностных выборов, помогает принять на себя необходимую меру ответственности. Детям это нужно и важно. Как показывают исследования Фонда «Национальные ресурсы образования», доля ребят, которым не хватает общения со взрослыми для обсуждения своих проблем, неуклонно растет – с 13% в 2017 году до 28% в 2019. Необходимо обновлять подходы, включать в педагогический арсенал современные методы и гибкие технологии….  Желаю Вам творческих успехов и плодотворного сотрудничества», — в заключении отметила Л.Н. Духанина.

Поздравил участников конференции Терентьев Михаил Борисович, Депутат Государственной Думы Федерального собрания, заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, координатор Федерального проекта «Единая страна — доступная среда»  Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Председатель Всероссийского общества инвалидов ( г. Москва):

«От имени Всероссийского общества инвалидов и от себя лично рад приветствовать представителей российского педагогического и научного сообщества, а также иностранных экспертов…Объединяя усилия всех участников образовательного процесса, мы добивается повышения качества и доступности всех уровней образования, укрепления взаимодействия с производством, создания условий для непрерывного профессионального роста. Убежден, что сегодняшняя конференция, ваши инициативы и предложения могут выработать новые эффективные предложения по решению задач, направленных на подготовку специалистов по работе с детьми, совершенствованию образовательного процесса. Желаю всем, собравшимся в эти дни, продуктивной работы  и хорошего настроения!».

Также участников конференции поздравили:

Радченко Сергей Юрьевич, проректор по научно-технологической деятельности и аттестации научных кадров ОГУ им. И.С. Тургенева, доктор технических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почетный работник науки и техники Российской Федерации.

Инна Молиторис,  доктор философских наук, профессор факультета бизнеса им. Гейни Университет Спринг Арбора (Спринг Арбор, США)  и  Дэвид Андерсон,  доктор образования, профессор программы «Лидерство в образовании», координатор докторской программы Университет Восточного Мичигана (США).

DrTuri Ibolya (Др. Тури Ибойа), заместитель декана по научным вопросам факультета Андраш Петё, Университет Семмельвейса (г. Будапешт, Венгрия) и др.

В ходе конференции прозвучали доклады ведущих ученых в области организации образовательного процесса и сопровождения образования лиц с различными нозологиями, таких как: Левченко Ирина Юрьевна,  зав. лабораторией  инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», представитель Федерального методического центра по СПО, доктор психологических наук, профессор, ( г. Москва), Орлова Ольга Святославна, Вице-президент «Ассоциации фониатров и фонопедов», академик Международной славянской академии образования, доктор педагогических наук,  профессор кафедры логопедии  ФГБОУ ВО  «Московский педагогический государственный университет»,  РФ, главный научный сотрудник ФГБУ « Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии ФМБА России», ведущий научный сотрудник  ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий»  (г. Москва), Морозов  Сергей Алексеевич, председатель РОБО «Общество помощи аутичным детям «Добро», ведущий научный с​​​​отрудник Федерального института развития образования РАНХиГС при президенте РФ, член Президиума Союза дефектологов России, врач, к.м.н, доцент и другие гости.

Большой интерес у участников вызвали выступления иностранных коллег Инны Молиторис, доктора философских наук, профессора факультета бизнеса им. Гейни Университет Спринг Арбора (Спринг Арбор, США), Дэвида Андерсона,   доктора образования, профессора программы «Лидерство в образовании», координатора докторской программы Университет Восточного Мичигана (США), Кулемзиной  Татьяны Владимировны заведующего кафедрой интегративной и восстановительной медицины ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького», доктора медицинских наук, профессора, академика АМТН РФ ( Украина, г. Донецк), Белиницкой Елены Александровны, старшего преподавателя кафедры психологии и предметных методик ГУО  «Минский городской институт развития образования» ( Беларусь, г Минск) и д.р.

За два дня в «залах» онлайн-конференции провели работу одиннадцать секций, на которых обсуждались теоретические и практические основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Проблемы межведомственного взаимодействия специалистов по вопросам реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидов, психолого-педагогическое сопровождение социализации и комплексной реабилитации людей разных возрастных групп. Проблемы психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра. Вопросы организации образовательного процесса в группах для детей раннего возраста. Теоретико-методологические и технологические основы профессиональной подготовки специалистов к работе по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. А также различные аспекты взаимодействия с семьями, имеющими детей до трех лет в рамках реализации проекта федеральной инновационной площадки «Цифровой информационно-образовательный ресурс сопровождения семей с детьми раннего возраста «Шаг навстречу».

Кроме этого были организованы онлайн мастер-классы по проблемам инклюзивного образования.

Так, состоялись онлайн заседания в рамках Открытой дискуссионной площадки психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса.

Спикерами на заседаниях площадки  выступили  Сударикова Мария Андреевна,  председатель правления Ассоциации специалистов прикладного анализа поведения, г. Москва и  Иванова Марина Григорьевна, учредитель и руководитель центра анализа поведения Аутека, Поведенческий специалист, практик под ВСВА-супервизией с 2012 года, Член ассоциации специалистов прикладного анализа поведения РусАБА с 2017 года, старший преподаватель курса по прикладному анализу поведения ГБУ ДПО Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования (АППО) (г. Санкт-Петербург).

М.А. Сударикова в ходе публичной онлай-лекции «Речь с точки зрения прикладного анализа поведения. Концепция вербального поведения» осветила  основные виды вербального поведения, трудности, с которыми сталкиваются родители и педагоги при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, пути их преодоления.  «Когда мой ребенок заговорит?» — был один из частых вопросов, который задавали родители ребенка  с ОВЗ в ходе лекции.

Спикер подробно  познакомил слушателей  (педагогов и родителей) с поведением ребенка с аутизмом (расстройством в аномальным поведении), углубил представление слушателей  о языке ABA (Applied Behavior Análisis), или прикладного анализа поведения, на практических примерах показал возможности использования методов ABA для адаптации  к реальности, повышения  самоконтроля и обретения  новых навыков — от бытовых до академических.

М.Г. Иванова в ходе онлайн мастер-класса на тему «Технологии работы с нежелательным поведением детей с детей с расстройством аутистического спектра» познакомила слушателей  с функциональным подходом в работе в нежелательным поведением,  участники получили представление о поведении с позиций бихевиоризма — науки, изучающей поведение организмов,  научились выбирать целевое поведение для коррекции, узнали, почему нежелательное поведение не равно девиантному поведению,  научились определять функции поведения и выбирать методы коррекции  в зависимости от функции, составлять программу коррекции нежелательного поведения на примере реального кейса.

В течение двух дней для обсуждения проблем психолого-педагогического сопровождения образования в телемостах собрались свыше 300 участников. Это представители  педагогического и научного сообщества, организации социальной защиты населения, представители исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений семи стран мира:  России (г. Орел, г.Волгоград, г. Ливены, г. Москва, г. Санк — Петербург, г.Самара, г.Саратов, г. Елец, г.Воронеж,  г. Уфа, и т.д), США (Спринг Арбор), Молдовы, Беларуси, Венгрии, Польши.