В Общественной палате РФ 23 января прошел круглый стол «Профессиональное обучение молодых людей с психическими нарушениями».

Прежде чем реформировать систему интернатных социальных учреждений, расселять людей в квартиры сопровождаемого проживания, надо придумать, что они будут делать, чем заниматься, подчеркивает председатель правления РБОО «Центр лечебной педагогики», член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Анна Битова.

«Когда мы стали разматывать эту историю, то увидели, что все не так, как хочется, еще на этапе профориентации. Мы еще в школе должны что-то делать, чтобы эти люди вышли готовыми к тем рабочим местам, которые имеют спрос», — убеждена она.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Наталья Починок отметила актуальность тематики профобучения молодых людей с психическими нарушениями.

«Сегодня хотелось бы не только обсудить, но и предложить решение, которое мы представим в качестве рекомендаций и в правительство, и в органы законодательной власти. В настоящее время обсуждается законопроект Минпросвещения России, который дополняет Закон об образовании как раз в части повышения внимания к образовательной траектории ребят с инвалидностью. Поэтому наше мероприятие очень своевременно», — подчеркнула она.

Опытом обучения молодых людей с психическими нарушениями поделился руководитель психологической службы технологического колледжа № 21 (Москва) Галина Головина. По ее мнению, сложности в профобучении данной категории граждан связаны с тем, что на законодательном уровне не предусмотрено понятие «сопровождение в процессе трудовой деятельности»; есть сложности с индивидуальной программой реабилитации/абилитации, в которой не всегда указано, что человек нуждается в трудовом обучении, профориентации, — это значит, что для него не предусмотрено соответствующее финансирование и он не нуждается в специально созданных условиях.

Наталья Починок напомнила, что в сфере высшего профессионального образования для ребят с инвалидностью и детей-сирот установлена система квот на уровне 10 процентов бюджетных мест. Но из 43 тысяч выделяемых квот занято около семи тысяч, что связано, во-первых, с развитием технических направлений подготовки, на которых не всегда могут обучаться люди с ограниченными возможностями здоровья, а во-вторых, со сложностями в дальнейшем трудоустройстве таких людей. Общественница считает, что выходом могут стать образовательные сертификаты для людей с инвалидностью, в том числе с ментальными нарушениями.

«Мы предлагаем привязать индивидуальный образовательный сертификат к каждому человеку, ребенку с инвалидностью на получение среднего или высшего профессионального образования. Создать условия, чтобы человек учился не там, где есть бюджетное место, а там, где есть аккредитованные образовательные программы, созданы соответствующие условия, чтобы эти аккредитованные направления были привлекательны. Этот механизм не повлечет бюджетных затрат: свободные квоты есть и сейчас, но они уходят на здоровых детей и участвуют в обычных конкурсах, а дети, для которых они и создавались, не получают образования», — настаивает она.

Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Андрей Царев отметил, что очень важно формировать мотивацию, интерес к активной, в том числе трудовой жизни у людей с ментальными нарушениями. Эта сквозная работа должна проходить от момента выявления, становления инвалидности до конца жизни такого человека, говорит он, а существующие образовательные программы должны содержать компоненты, методики, которые позволили бы формировать эту активность.

«Профили трудовой подготовки могут быть разными и должны выбираться школой с учетом местных особенностей и возможной потенциальной занятости человека с ментальными нарушениями. Нужна возможность прохождения практики в той трудовой области, где, возможно, человек будет работать, — не теоретической подготовки, а именно практической — это особенно важно для людей с ментальными нарушениями. Выбирать профессию, учитывая особенности интеллекта, через практическую деятельность, пробуя себя в разных профессиях», — резюмирует он.

Подытоживая итоги работы Мультицентра социальной и трудовой интеграции Ленинградской области, директор учреждения Ирина Дрозденко приходит к выводу, что для достижения соответствия возможностей обучающихся данной категории людей и законодательно приемлемых видов деятельности необходимы такие условия, как ориентация на регионального работодателя с учетом актуальных профессий; организация межведомственного взаимодействия в части трудоустройства и последующего сопровождения людей с ментальной инвалидностью; применение модульного подхода для расширения ассортимента предлагаемых профессий; проведение профориентации в школе с учетом актуальных профессий, доступных для данного контингента.

Начальник отдела развития дополнительного профессионального образования и профессионального обучения департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ Алексей Троцак обратил внимание, что в действующей системе образования созданы все условия для профподготовки людей с ментальными нарушениями, все ограничения связаны с трудовым законодательством и медицинскими условиями: есть ограничения в трудоустройстве до 18 лет, есть перечень вредных работ с опасными условиями труда и т.д.

«Эти ограничения есть, но они не зря существуют, так как иногда требуется определенная квалификация и определенный ценз по навыкам, которыми обладает такой человек. Я считаю, что говорить надо, как в регионах создаются условия для реализации программ профобучения. Необходимо на уровне субъектов устанавливать нормативные затраты на реализацию программ организации профобучения. Второй механизм — получение госзадания на организацию профобучения и создание специальных условий, учитывающих психофизиологическое развитие таких людей», — предлагает он.

Эксперты отметили, что для преодоления барьеров в области профессиональной подготовки людей с ментальными нарушениями, необходимо разрабатывать особые образовательные программы, расширять рекомендуемый список направлений подготовки, который сегодня весьма ограничен, внедрять систему базовой профдиагностики, мотивировать регионы к профессиональному обучению людей с психическими нарушениями. Кроме того, участники круглого стола обсудили перспективы трудоустройства людей с психическими расстройствами на свободном рынке труда и при сопровождаемом трудоустройстве.