4 октября на площадке ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»состоялась торжественная церемония награждения победителей и закрытия V Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2022». Мероприятие прошло в очном формате.
В финал конкурса вышли представители 20 регионов страны, соревновавшиеся за победу в двух номинациях – «Дефектолог года» и «Логопед года». География представительства была широка – от Санкт-Петербурга до Хабаровского края и от Кировской области до Севастополя.
За два дня участники федерального (финального) этапа прошли целый ряд испытаний. Они демонстрировали членам жюри свое мастерство, приняв участие в деловых играх, проведя открытое групповое занятие/урок с обучающимися с ОВЗ, предлагали оригинальные решения профессиональных кейс-методов в специальном (дефектологическом) образовании.
Обращаясь к участникам церемонии закрытия, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Павловна Фальковская рассказала о реализации поручений по развитию специального образования, в том числе по подготовке кадров по направлениям «Коррекционная педагогика» и «Коррекционная психология». Она отметила крайнюю важность поддержки этой деятельности в регионах профессиональным сообществом. «Мы делаем большую ставку на вас, потому что без вашей работы на местах решить поставленные задачи будет трудно», — отметила она. Л.П. Фальковская также приветствовала предложения по развитию формата проведения конкурса в будущем, которые были представлены финалистами.
Директор ФГБНУ «ИКП РАО» Татьяна Александровна Соловьева отметила, что конкурс ежегодно предоставляет возможность познакомиться с лучшими педагогами-дефектологами, а его участникам – возможность продемонстрировать на федеральном уровне свое мастерство. Она высоко оценила возможность профессионального диалога в рамках конкурса, который способствует решению трудных педагогических задач, стоящих сегодня перед специалистами. Т.А. Соловьева также поблагодарила членов жюри конкурса за искреннюю вовлеченность в процесс, поддержку всех участников, «готовность взаимодействовать, продолжать учить и делиться своим мастерством».
Финалистов также поздравила победитель Конкурса «Учитель-дефектолог России – 2021», учитель-логопед школы № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Ольга Мстиславовна Самарина.
Затем были оглашены имена победителей и призеров.
Абсолютным победителем конкурса в номинации «Дефектолог года» стал Игорь Валерьевич Суринов, учитель рисования ГБОУ Республики Марий Эл «Семеновская школа-интернат».
Второе место заняла Нина Анатольевна Туленко, учитель русского языка и чтения КГКОУ реализующее АООП «Школа-интернат №10» (Хабаровский край).
Третье место присуждено Елене Ивановне Архиповой, учителю-дефектологу ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад «131».
В номинации «Логопед года» первое место заняла Екатерина Витальевна Тихомирова, учитель-логопед Ивановского областного центра психолого-медико-социального сопровождения.
Второе место заняла Ирина Юрьевна Черткова, учитель-логопед МАОУ «Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Пермский край).
Третье место присуждено Анне Геннадьевне Игумновой, учителю-логопеду МБДОУ детский сад комбинированного типа №125 г. Сочи.
Все победители получили наградные сертификаты, почетные дипломы и подарки. Специальные призы лауреатам и участникам были вручены также партнерами ИКП РАО. Так, победители получили специальный приз от НО «Ассоциация предприятий индустрии детских товаров» — подарочные сертификаты. Президент ассоциации Антонина Викторовна Цицулина в своем выступлении поблагодарила Минпросвещения России и Институт коррекционной педагогики РАО за организацию и проведение конкурса. Она отметила важность совместной работы, подчеркнув необходимость развития научно-практических исследований в специальной педагогике, в том числе на базе регионов.
Президент Межрегионального союза дефектологов, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Борисовна Филичева высоко оценила работу и конкурсантов, и членов жюри. «Когда вы приезжаете на конкурс и воочию видите тех ученых, наставников, по книгам которых вы учились, то это очень важно для профессионального роста», — сказала она. Т.Б. Филичева пригласила участников финала, имеющим собственные разработки в виде пособий, методических рекомендаций, присылать на экспертизу в Союз. А исполнительный директор Георгий Валерьевич Крюков отметил общую заинтересованность в том, чтобы психолого-педагогическую поддержку детям осуществляли высококвалифицированные специалисты, и выразил надежду на то, что финалисты конкурса могут стать в своих регионах своеобразным стимулом для развития их коллег.
Обладателем специальных призов от Межрегионального союза дефектологов стали Игорь Валерьевич Суринов и педагог-дефектолог детского сада «Лукоморье» г. Михайловка Волгоградской области Лариса Федоровна Шамаева, а ряд финалистов получил учебники, подготовленные и изданные Союзом дефектологов.
Также все победители и призеры стали обладателями годовой подписки на журналы «Дефектология» и «Воспитание и обучение детей с нарушением развития», которую вручила главный редактор журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» Евгения Никитична Крутякова.«Издательство много лет транслирует передовой научный, педагогический опыт, — сказала она. – Надеемся, что эти журналы станут для вас возможность передавать уже свой опыт для дефектологов страны».
5 октября финалисты посетят цикл обучающих мероприятий с участием ведущих специалистов-дефектологов ИКП РАО. Вечером того же дня они посетят Государственный Кремлевский дворец, где примут участие в церемонии награждения лауреатов конкурса профессионального мастерства «Учитель года России» и станут зрителями праздничного концерта, приуроченного к Всероссийскому дню учителя.