19 ноября 2020 года в Москве на площадке ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» в режиме онлайн прошла II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Семья особого ребенка».
Организаторами мероприятия выступили Министерство просвещения Российской Федерации и ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
В работе конференции приняли участие 25 докладчиков из 6 субъектов Российской Федерации, а также приглашенные специалисты из Чешской Республики и Республики Беларусь. Прямую трансляцию пленарного заседания и работы секций смотрели около 5000 специалистов, педагогов, родителей.
Основное внимание было уделено обсуждению результатов современных исследований в области психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста с различными ограничениями в состоянии здоровья, а также новых форм поддержки семьи особого ребенка.
Проблемное поле Конференции составили исследования по изучению потребностей и ресурсов семьи особого ребенка в современном меняющемся мире; новые форматы сопровождения и поддержки семьи особого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в системе ранней помощи; в дошкольном образовании, в педиатрической практике и социальной работе.
С приветственными словами к участникам конференции обратились Н.С. Чагина, кандидат педагогических наук, заместитель начальника отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации, Т.А. Соловьева, доктор педагогических наук, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Зденка Шандорова, доктор философских наук, профессор кафедры педагогических наук философского факультета Университета Пардубице(Чешская Республика); А.М.Поляков, доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей и медицинской психологии Белорусского государственного Университета (Республика Беларусь).
В рамках секционных заседаний состоялось продуктивное обсуждение результатов исследований современной семьи, воспитывающей детей с различными ограничениями в состоянии здоровья: рассмотрены результаты всероссийского опроса семей с детьми с ОВЗ и с инвалидностью, находящихся в условиях вынужденной самоизоляции; представлены результаты изучения предикторов мотивов выбора инклюзивных и специальных коррекционных образовательных учреждений родителями младших школьников с когнитивными и речевыми нарушениями; данные ретроспективного изучения первых месяцев жизни детей с формирующимся синдромом раннего детского аутизма; особенности коммуникативного взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии речи; анализ результатов изучения семей, воспитывающих подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА); данные изучения представлений родителей о будущем их ребенка с ограниченными возможностями здоровья; результаты изучения представлений родителей и специалистов о предикторах ранних речевых нарушений у детей; особенности развития общения в паре «мать – ребенок раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы».
В ходе обсуждения новых форматов сопровождения и поддержки семьи ребенка с ОВЗ и с инвалидностью в меняющемся мире были рассмотрены эффективные формы дистанционной поддержки семей с детьми с ОВЗ и с инвалидностью; вариативные стратегии психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, в образовательных организациях, в педиатрической и социальной практике; формы системной психологической поддержки семьи особого ребенка в трудных жизненных ситуациях; новые форматы сопровождения семьи особого ребенка в практике образовательных, социальных, медицинских организаций и деятельности СО НКО.
В своих выступлениях участники конференции отметили позитивные изменения в реализации мер государственной поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей раннего возраста, в обеспечении условий для оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи семья детей с ОВЗ и с инвалидностью.
Они также подчеркнули, что наиболее эффективным способом улучшения результатов деятельности образовательных организаций в период обучения ребенка в школе является методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная поддержка семьи особого ребенка в раннем и дошкольном детстве.
Докладчики высоко оценили меры государственной поддержки обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в условиях распространения коронавируса, которые позволили образовательным организациям внедрить широкий спектр вариативных образовательных услуг в дистанционном формате; обеспечить сопровождение родителей в решении их трудностей со стороны специалистов образовательных организаций.
Вместе с тем они отметили, что в современном мире все более востребованным становится участие семьи в процессах абилитации и реабилитации ребенка с ОВЗ и с инвалидностью на разных этапах его взросления. Для полноценного участия семей в процессах образования, развития и социализации детей с ОВЗ и с инвалидностью требуется проведение разноаспектных исследований современной семьи ребенка с ОВЗ, изучение инноваций организаций образования, социальной защиты населения и здравоохранения; анализ опыта и практики социально-ориентированных НКО, благотворительных общественных организаций и добровольческого движения.
По итогам работы конференции ее участниками был подготовлен проект резолюции.