III Всероссийский съезд дефектологов (далее – Съезд) прошел в городе Москве с 14 по 15 ноября 2019 г. Инициатором и Организатором проведения Съезда выступило Министерство просвещения Российской Федерации, оператором Съезда – ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
В Съезде приняли участие 866 делегатов – представителей 78 субъектов Российской Федерации и 78 образовательных организаций высшего образования Российской Федерации.
Цель проведения Съезда — выделение тенденций и обозначение перспектив развития российской дефектологической науки и практики.
В рамках Съезда были проведены:
брифинг-площадки на актуальные темы «Дефектология как наука: достижения, перспективы и пути развития», «Дополнительное профессиональное образование педагога-дефектолога: как обеспечить качество?», «Стратегия развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года и перспективы ее реализации», «Система сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, проживающих в ДДИ и ПНИ», «Специальное (дефектологическое) образование: вчера, сегодня, завтра», «Престиж и востребованность профессии «учитель-дефектолог»;
пленарное заседание;
награждение почетными знаками «За личный вклад в развитие дефектологии», «За верность профессии».
В результате работы Съезда были актуализированы вопросы создания условий для развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации, в числе которых:
— качество профессиональной подготовки учителей-дефектологов и учителей-логопедов в системе высшего и дополнительного профессионального образования;
— востребованность и престиж профессий учитель-логопед и учитель-дефектолог, оценки готовности к профессиональной деятельности в современных условиях, в том числе с учетом демографических и социально-экономических изменений;
— развитие отечественной дефектологии, доступность и трансляция результатов фундаментальных и прикладных исследований в практику образования и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, сопровождения их семей;
— поэтапность внедрения Стратегии развития образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, освещение основных векторов и точек роста российской системы образования детей и взрослых
с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, условий и механизмов развития наиболее перспективных направлений;
— поддержка инициатив создания эффективных моделей специального и инклюзивного образования, психолого-педагогической реабилитации.
Делегаты Съезда ОТМЕЧАЮТ:
положительные изменения в практике специального и инклюзивного образования, обусловленные развитием государственной политики в сфере защиты прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
важность разработки и принятия Стратегии развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года как основного документа, определяющего приоритетные направления и ключевые точки роста системы непрерывного доступного качественного образования лиц указанной категории,
повышение роли дефектологической науки в проектировании и стандартизации современных диагностических, коррекционно-развивающих инструментов, обоснованных подходов к сопровождению всех участников образовательных отношений,
необходимость доработки и принятия профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» и модернизации на его основе программ подготовки и переподготовки профильных специалистов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»,
необходимость принятия комплексных мер по преодолению дефицита высококвалифицированных кадров в системе образования и психолого-педагогической абилитации обучающихся с ограниченными возможностями.
Делегаты Съезда СЧИТАЮТ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ РЕКОМЕНДОВАТЬ:
Министерству просвещения Российской Федерации:
- Разработать и утвердить комплексный план реализации Стратегии развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года.
- Совместно с заинтересованными органами и организациями доработать профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог». Разработать план его поэтапного внедрения на территории Российской Федерации.
- Совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации провести мониторинг распределения контрольных цифр приема в образовательных организациях высшего образования по образовательным программам в рамках направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» за последние три года.
- Разработать нормативно-правовые основания взаимодействия образовательных и иных организаций, в том числе психоневрологических интернатов, при реализации специальных индивидуальных программ развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.
- Совместно с Федеральным агентством по делам молодежи разработать методические рекомендации по развитию добровольчества и организации волонтерской деятельности в сфере сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.
- Провести мониторинг результатов освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированных основных общеобразовательных программ; доработку требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по результатам мониторинга.
- Способствовать развитию олимпиадного движения среди школьников с ограниченными возможностями здоровья, появлению специальных филологических направлений олимпиадного движения, адресованных обучающимся с нарушениями слуха и коммуникации.
- Оптимизировать процедуры разработки, апробации и издания специальных учебников и учебных пособий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Министерству образования и науки Российской Федерации:
- Способствовать развитию фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере дефектологии, в том на междисциплинарной научной основе, созданию и развитию научно-педагогических школ в ведущих образовательных организациях высшего образования страны.
- Разработать стандартизированные требования к программам профессиональной переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
- Провести обновление Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части подготовки учителей-логопедов и учителей-дефектологов, включая переход на пятилетний срок обучения с введением специализаций для формирования необходимых профессиональных компетенций.
- Увеличить количество бюджетных мест на направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по очно-заочной форме обучения при реализации непрерывного образования в системе педагогический колледж-ВУЗ; возобновить целевой прием и целевое обучение студентов.
- Предусмотреть открытие современных учебных лабораторий, оснащённых аппаратным оборудованием, дидактическими материалами, на базе педагогических университетов, реализующих программы подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования:
- Разработать и обеспечить реализация региональных комплексных планов реализации государственной Стратегии развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года.
- Предусмотреть экономические и социальные меры по привлечению и удержанию в профессии квалифицированных кадров в области дефектологии, по совершенствованию системы оплаты труда специалистов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.
- Создавать условия для развития региональных моделей непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью с вовлечением в образовательно-реабилитационные процессы всех заинтересованных лиц.
- Создавать условия для развития системы сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, находящихся в психоневрологических интернатах и детских домах-интернатах; обеспечивать координацию образовательной деятельности и предоставления социальных услуг в целях применения единых требований к реализации специальных индивидуальных программ развития, реализации права на профессиональное обучение вне интерната для большинства воспитанников.
- Организовывать и проводить ежегодные региональные конкурсы профессионального мастерства для педагогов-дефектологов образовательных организаций с целью популяризации профессии педагога-дефектолога в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России».