III Всероссийский съезд дефектологов (далее – Съезд) прошел в городе Москве с 14 по 15 ноября 2019 г. Инициатором и Организатором проведения Съезда выступило Министерство просвещения Российской Федерации, оператором Съезда – ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».

В Съезде приняли участие 866 делегатов – представителей 78 субъектов Российской Федерации и 78 образовательных организаций высшего образования Российской Федерации.

Цель проведения Съезда — выделение тенденций и обозначение перспектив развития российской дефектологической науки и практики.

В рамках Съезда были проведены:

брифинг-площадки на актуальные темы «Дефектология как наука: достижения, перспективы и пути развития», «Дополнительное профессиональное образование педагога-дефектолога: как обеспечить качество?», «Стратегия развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года и перспективы ее реализации», «Система сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, проживающих в ДДИ и ПНИ», «Специальное (дефектологическое) образование: вчера, сегодня, завтра», «Престиж и востребованность профессии «учитель-дефектолог»;

пленарное заседание;

награждение почетными знаками «За личный вклад в развитие дефектологии», «За верность профессии».

В результате работы Съезда были актуализированы вопросы создания условий для развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации, в числе которых:

— качество профессиональной подготовки учителей-дефектологов и учителей-логопедов в системе высшего и дополнительного профессионального образования;

— востребованность и престиж профессий учитель-логопед и учитель-дефектолог, оценки готовности к профессиональной деятельности в современных условиях, в том числе с учетом демографических и социально-экономических изменений;

— развитие отечественной дефектологии, доступность и трансляция результатов фундаментальных и прикладных исследований в практику образования и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, сопровождения их семей;

— поэтапность внедрения Стратегии развития образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, освещение основных векторов и точек роста российской системы образования детей и взрослых
с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, условий и механизмов развития наиболее перспективных направлений;

— поддержка инициатив создания эффективных моделей специального и инклюзивного образования, психолого-педагогической реабилитации.

Делегаты Съезда ОТМЕЧАЮТ:

положительные изменения в практике специального и инклюзивного образования, обусловленные развитием государственной политики в сфере защиты прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

важность разработки и принятия Стратегии развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года как основного документа, определяющего приоритетные направления и ключевые точки роста системы непрерывного доступного качественного образования лиц указанной категории,

повышение роли дефектологической науки в проектировании и стандартизации современных диагностических, коррекционно-развивающих инструментов, обоснованных подходов к сопровождению всех участников образовательных отношений,

необходимость доработки и принятия профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» и модернизации на его основе программ подготовки и переподготовки профильных специалистов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»,

необходимость принятия комплексных мер по преодолению дефицита высококвалифицированных кадров в системе образования и психолого-педагогической абилитации обучающихся с ограниченными возможностями.

Делегаты Съезда СЧИТАЮТ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ РЕКОМЕНДОВАТЬ:

Министерству просвещения Российской Федерации:

  1. Разработать и утвердить комплексный план реализации Стратегии развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года.
  2. Совместно с заинтересованными органами и организациями доработать профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог». Разработать план его поэтапного внедрения на территории Российской Федерации.
  3. Совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации провести мониторинг распределения контрольных цифр приема в образовательных организациях высшего образования по образовательным программам в рамках направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» за последние три года.
  4. Разработать нормативно-правовые основания взаимодействия образовательных и иных организаций, в том числе психоневрологических интернатов, при реализации специальных индивидуальных программ развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.
  5. Совместно с Федеральным агентством по делам молодежи разработать методические рекомендации по развитию добровольчества и организации волонтерской деятельности в сфере сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.
  6. Провести мониторинг результатов освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированных основных общеобразовательных программ; доработку требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по результатам мониторинга.
  7. Способствовать развитию олимпиадного движения среди школьников с ограниченными возможностями здоровья, появлению специальных филологических направлений олимпиадного движения, адресованных обучающимся с нарушениями слуха и коммуникации.
  8. Оптимизировать процедуры разработки, апробации и издания специальных учебников и учебных пособий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

Министерству образования и науки Российской Федерации:

  1. Способствовать развитию фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере дефектологии, в том на междисциплинарной научной основе, созданию и развитию научно-педагогических школ в ведущих образовательных организациях высшего образования страны.
  2. Разработать стандартизированные требования к программам профессиональной переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
  3. Провести обновление Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части подготовки учителей-логопедов и учителей-дефектологов, включая переход на пятилетний срок обучения с введением специализаций для формирования необходимых профессиональных компетенций.
  4. Увеличить количество бюджетных мест на направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по очно-заочной форме обучения при реализации непрерывного образования в системе педагогический колледж-ВУЗ; возобновить целевой прием и целевое обучение студентов.
  5. Предусмотреть открытие современных учебных лабораторий, оснащённых аппаратным оборудованием, дидактическими материалами, на базе педагогических университетов, реализующих программы подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

 

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования:

  1. Разработать и обеспечить реализация региональных комплексных планов реализации государственной Стратегии развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года.
  2. Предусмотреть экономические и социальные меры по привлечению и удержанию в профессии квалифицированных кадров в области дефектологии, по совершенствованию системы оплаты труда специалистов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.
  3. Создавать условия для развития региональных моделей непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью с вовлечением в образовательно-реабилитационные процессы всех заинтересованных лиц.
  4. Создавать условия для развития системы сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, находящихся в психоневрологических интернатах и детских домах-интернатах; обеспечивать координацию образовательной деятельности и предоставления социальных услуг в целях применения единых требований к реализации специальных индивидуальных программ развития, реализации права на профессиональное обучение вне интерната для большинства воспитанников.
  5. Организовывать и проводить ежегодные региональные конкурсы профессионального мастерства для педагогов-дефектологов образовательных организаций с целью популяризации профессии педагога-дефектолога в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России».