В период с 31 октября по 09 ноября 2019года на базе РУМЦ ФГБОУ ВО РГАЗУ прошли курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Особенности организации процесса обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение условий доступности среды в аграрных образовательных учреждениях». Курсы предназначены для преподавателей, специалистов и руководителей аграрных образовательных учреждений, по окончании которых было выдано удостоверение о повышении квалификации на 72 часа.

На курсах приняли участие 19 высших аграрных образовательных учреждений, Московская областная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов». Всего участников — 88 человек.

Рассматривались следующие темы для изучения и обсуждения:

  1. Основные направления государственной политики в сфере образования лиц с ОВЗ и инвалидностью.
  2. История становления инклюзивного образования (зарубежный и российский опыт; отношения в обществе к лицам с отклонениями в развитии от древних времен до наших дней); Формы инклюзивного образования, модели инклюзии. Дифференциация понятий: инклюзия, интеграция, мейнстриминг. Понятие норма и патология: критерии и классификация.
  3. Теоретические аспекты инклюзивного образования.
  4. Введение в основы коррекционной педагогики. Проблемы профориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью.
  5. Комплексное организационно-педагогическое сопровождение обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение. Медицинско-оздоровительное сопровождение. Социального сопровождение (содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.)
  6. Физиологические и психолого-педагогические особенности лиц с нарушением слуха, нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата.
  7. Разработка адаптированных образовательных программ в вузе (для лиц с нарушением ОДА, слуха, зрения); Векторы сопровождения студента-инвалида в вузе; Сопровождение лица с аутизмом в вузе; Профориентационная работа и трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ.
  8. Адаптация электронной образовательной среды аграрных вузов для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
  9. Обеспечение условий доступности среды в аграрных образовательных учреждениях при организации процесса обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  10. Вопросы организации агроклассов в школах для детей с ОВЗ, принимающих участие в Национальном проекте «Образование», федеральный проект «Современная школа».

 

В работе курсов повышения квалификации принимали участие Колесников Сергей Иванович, академик РАН, заместитель главного ученого секретаря президиума РАН, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор МГУ им. Ломоносова; Корниенко Алексей Викторович доктор сельскохозяйственных наук; депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, профессор РУМЦ РГАЗУ, Голубев Андрей Алексеевич, председатель Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Московской областной Думы; Новиков Владимир Геннадьевич, доктор социологических наук, доктор экономических наук, профессор,  директор РУМЦ ФГБОУ ВО РГАЗУ; Крюков Георгий Валерьевич – исполнительный директор Союза дефектологов, член Экспертного совета по специальному образованию при комитете Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке; Скальная Марина Михайловна доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник отдела социального развития сельских территорий ФГБНУ ФНЦ аграрной экономики и социального развития сельских территорий – ВНИИЭСХ; Зеликов Николай Иванович – руководитель Экспертного центра – участника Системы добровольной сертификации «МИР, ДОСТУПНЫЙ ДЛЯ ВСЕХ», консультант РУМЦ по организации доступной среды.

В рамках открытия курсов состоялась торжественная церемония подписания соглашения о сотрудничестве между РГАЗУ и Союзом дефектологов.

Выступали представители Администрации городского округа Балашиха — Агафонова Кристина Евгеньевна, заместитель директора Центра занятости населения г. Москвы; с лекцией «Проблемы трудоустройства людей с инвалидностью и пути их решения»; преподаватели из высших образовательных учреждений, эксперты по инклюзивному образованию: Акинина Евгения Борисовна, кандидат психологических наук, эксперт Всероссийского общества инвалидов по системе инклюзивного образования, доцент ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» на тему «Социальное сопровождение обучающихся с инвалидностью: проживание в общежитии, социальные выплаты, материальная помощь, стипендиальное обеспечение»; Черкасова Ирина Петровна – кандидат педагогических наук, эксперт Всероссийского общества инвалидов, доцент ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» с докладом «Медико-оздоровительное сопровождение обучающихся с инвалидностью», Гридасова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий сектором статистики, аналитики и мониторинга образовательной деятельности ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» с темой «Особенности организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной среде аграрных вузов».

Не осталась без внимания и тема участия Ресурсного учебно-методического центра ФГБОУ ВО РГАЗУ в Y Национальном чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», который проходит с 19 по 22 ноября 2019 года в г. Москве на ВДНХ. Эксперты по двум основным профессиональным компетенциям «Пчеловодство» и «Семеноводство» Еськов Евгений Константинович, доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник Аналитической лаборатории экологического мониторинга ФГОУ ВО РГАЗУ и Старцев Виктор Иванович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, зам.директора по научно-внедренческой работе ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт фитопатологии», выступили с презентациями, в которых подробно и последовательно изложили актуальность профессиональных компетенций и дали краткое описание каждой из них.

Георгий Валерьевич Крюков в своем выступлении рассказал об истории, принципах коррекционной педагогики, а также об основных направлениях государственной политики в сфере образования лиц с ОВЗ, о проблематике их профориентации и трудоустройства.

Директор Центра комплексного сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью, доцент кафедры специальной педагогики и инклюзивного образования ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», Галкина Вера Александровна, кандидат педагогических наук, предложила для обсуждения такие темы, как: Формы инклюзивного образования, модели инклюзии, Дифференциация понятий: инклюзия, интеграция, мейнстриминг; Понятие норма и патология: критерии и классификация; Разработка адаптированных образовательных программ в вузе (для лиц с нарушением ОДА, слуха, зрения); Векторы сопровождения студента-инвалида в вузе. Сопровождение лица с аутизмом в вузе; Профориентационная работа и трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ.

Выступили также с докладами Михалкина Евгения Германовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента ФГОУ ВО РГАЗУ на тему «Адаптация электронной образовательной среды аграрных вузов для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ»; Бухаров Евгений Александрович, к.т.н., старший научный сотрудник, Эксперт высшей квалификации Системы добровольной сертификации Всероссийского общества инвалидов «МИР, ДОСТУПНЫЙ ДЛЯ ВСЕХ», член Комитета по Паралимпийским играм Международного паралимпийского комитета, член межведомственных рабочих групп по доступной среде при Минстрое России, Минтруде России, ФАУ «Главгосэкспертиза», Ростуризме; Зеликов Николай Иванович, руководитель Экспертного центра – участника Системы добровольной сертификации Всероссийского общества инвалидов «МИР, ДОСТУПНЫЙ ДЛЯ ВСЕХ», консультант РУМЦ по организации доступной среды с докладом «Обеспечение условий доступности среды в аграрных образовательных учреждениях при организации процесса обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Всем слушателям курсов были выданы удостоверения установленного образца об окончании курсов повышении квалификации на 72 часа. Также каждому участнику были выданы учебно-методические материалы (учебно-методические пособия, рабочие тетради, презентации, научно-методический материал по вопросам особенности организации процесса обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья). Организаторы и участники поблагодарили выступающих за актуальную, интересную информацию, за возможность принять участие в дискуссиях по вопросам инклюзивного образования, за передачу опыта в теоретической и практической области, связанной с обеспечением доступной среды для инвалидов и лиц с ОВЗ в сфере высшего образования.