23 ноября в рамках Всероссийской конференции «Итоги реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ в 2021 году» состоялась торжественная церемония награждения победителей III Всероссийского конкурса «Доброшкола-2021». Организатор мероприятия – Министерство просвещения РФ, федеральный оператор — ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО». Торжественная церемония проходила в онлайн-формате.

Напомним, что конкурс проводился среди образовательных организаций – участников реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Главная цель — выявление лучших практик отдельных образовательных организаций по созданию современных условий для обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ посредством дизайна образовательной среды в условиях обновления инфраструктуры, в том числе материально-технического и программно-методического обеспечения образовательного процесса.

В 2021 году в Конкурсе приняли участие 139 образовательных организаций из 77 регионов России.

Экспертному совету из специалистов в области коррекционной педагогики, дизайна, гигиенистики предстояло выявить победителей в трех номинациях: «Лучшее развивающее пространство учебной мастерской» (69 участников), «Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий» (34 участника), «Лучший развивающий класс» (36 участников).

В начале торжественной церемонии к участникам финала с приветствием обратился заместитель министра просвещения РФ Денис Евгеньевич Грибов, отметивший хорошие результаты деятельности школ в рамках конкурса.

В свою очередь исполнительный директор Союза дефектологов Георгий Валерьевич Крюков отметил большую значимость работы образовательных учреждений по социальной адаптации учащихся с ОВЗ, в первую очередь, в вопросах получения профобразования и трудоустройстве. «В стране развиваются и другие формы, связующие школу, профобразование и работодателей, — сказал он. — И «Доброшкола» является очень важным проектом в этом направлении». Г.В. Крюков также проинформировал участников конкурса, что в настоящее время идет работа по разработке новых нормативных актов профобразования для лиц с ОВЗ.

К участникам церемонии обратилась также представитель партнера конкурса, издательства «Школьная пресса», главный редактор журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» Евгения Никитична Крутякова. Она подчеркнула важность продвижения достижений образовательных организаций в рамках проекта и конкурса, выразив надежду на партнерство образовательных организаций с издательством.

Затем директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Татьяна Александровна Соловьева зачитала приветствие президента Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонины Викторовны Цицулиной. Создание нового современного развивающего оборудования и дидактических средств для детей с ОВЗ – это приоритет в развитии предприятий индустрии детских товаров, говорилось в нем. А поддержка развития предметно-развивающей среды в образовательных организациях является одним из базовых принципов повседневной работы этого объединения.

Обращаясь к участникам конкурса, Татьяна Александровна Соловьева особо подчеркнула, что «Доброшкола» стала свидетельством уникального потенциала российских школ, где обучаются дети с ОВЗ, а также символом приверженности российского педагогического и научного сообщества задачам социализации особого ребенка. «Мы всегда ориентировались на максимальную социализацию детей с ОВЗ, и весь накопленный опыт направлен на выравнивание стартовых возможностей таких детей для их дальнейшего полноценного участия в решении жизненных, профессиональных задач», — сказала она.

Директор ИКП РАО отметила, что специальная школа обладает уникальным исторически опытом решений таких задач в условиях специальным образом структурированной среды. «Проект «Современная школа» ориентирован на создание современной, инновационной платформы для формирования такой среды, такого развивающего пространства, которое позволит интегрировать детей с самыми разными особенностями развития», — заявила Т.А. Соловьева. Она также подчеркнула особое отношение в институте к педагогам специальных школ, готовность коллектива организации к максимально широкому сотрудничеству, осуществлению необходимой поддержки всех участников проекта в вопросах сопровождения и развития образовательных организаций.

Затем состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса. Ее провела директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Павловна Фальковская.

В номинации «Лучшее развивающее пространство учебной мастерской» места на пьедестале почета распределились так:

3-е место: Кабардино-Балкарская Республика, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 5» Министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР.

2-е место: ХМАО-Югра, Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Излучинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

1-е место: Калужская область,  Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области «Калужская общеобразовательная школа-интернат № 5 имени Ф.А. Pay для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В номинации «Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий» лучшими организациями стали:

3-е место: Мурманская область, Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мурманская коррекционная школа-интернат № 3».

2-е место: Тульская область, Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Новомосковский областной центр образования».

1-е место: Красноярский край, Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 2».

В номинации «Лучший развивающий класс» призовые места заняли:

3-е место: Саратовская область, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 2 г. Энгельса».

2-е место: Архангельская область, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области «Вычегодская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

1-е место: Санкт-Петербург, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Л.П. Фальковская отметила, что еще 22 школы получат отдельные дипломы, а в ряд школ будут направлены благодарственные письма Минпросвещения России.

Победителям в каждой номинации были вручены кубки, дипломы и ценные призы, занявшим 2 и 3 места – дипломы и ценные призы. Также финалисты конкурса, занявшие первые места, получили специальный приз от издательства «Школьная пресса» годовую, а лауреаты – полугодовую подписку на журналы «Дефектология» и «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».