Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» и АНО содействия инклюзии детей с РАС «Ресурсный класс» представляет электронную версию руководства по организации ресурсного класса в общеобразовательной школе.

В данном практическом пособии собран опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе, опыт реализации прав детей с аутизмом на школьное образование через создание специальных условий обучения в школе в условиях инклюзии.

Пособие «Ресурсный класс» полезно специалистам системы образования, которые уже встретились с детьми с РАС в общеобразовательной школе. Оно предназначено директорам образовательных организаций, учителям начальной школы, школьным психологам, логопедам, методистам инклюзивного образования, а также родителям детей с РАС, выбравшим инклюзивное обучение.

Книга содержит методическую и практическую части, из которых читатели узнают, как открыть ресурсный класс, какими нормативными актами руководствоваться, какие документы использовать внутри образовательной организации и мн. др. Авторы пособия описывают коллективный опыт, полученный в ходе реализации образовательной модели «Ресурсный класс» в нескольких школах г. Москвы, куда пришли учиться дети с РАС, в том числе невербальные дети. Методы, применяемые в школах, где организованы ресурсные классы, основаны на прикладном анализе поведения (ПАП).

От авторов пособия:

«В этой книге мы хотели бы рассказать вам, что инклюзивное образование доступно любому ребенку с аутизмом, несмотря на его трудности и дефициты. До сих пор значительная часть детей с РАС оказывается за бортом системы образования, поскольку их возможности не соответствуют той или иной программе. Но при изменении программы и подхода к обучению даже те дети, которые не могут научиться писать или считать, все равно, по нашему опыту, могут обучаться в системе общего образования вместе со своими сверстниками. Мы также надеемся, что после прочтения этой книги у вас не останется сомнений, что инклюзивное образование для детей с РАС, независимо от их уровня развития и тяжести сопутствующих нарушений, является важнейшим условием для их дальнейшего развития».

На страницах пособия «Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе» читатели получат практические ответы на очень важные вопросы, которые непременно возникают на пути создания ресурсного класса:

  • Зачем детям с аутизмом нужна школьная инклюзия и что такое ресурсный класс?
  • С чего начать открытие ресурсного класса, как сформировать команду и организовать пространство ресурсного класса?
  • Какими должны быть специальные условия обучения, особенности помещения и оборудование?
  • Что такое индивидуальная образовательная программа ученика?
  • Как организованы занятия в ресурсном классе и как увеличить их эффективность?
  • Как организовано взаимодействие ресурсного и общеобразовательного классов?
  • Как подготовить одноклассников к появлению ученика с РАС?
  • Почему мы выбираем прикладной анализ поведения?

Электронная версия книги доступна на официальном сайте Ассоциации «Аутизм – регионы».