DIR® — это терапевтический подход, основанный на диагностике уровней функционального эмоционального развития ребенка (D – Developmental), учитывающий индивидуальные особенности ребенка и социальной среды, в которой он развивается (I – Individual differences), базирующийся на взаимоотношениях между ребенком и значимыми для него людьми (R – Relationship-based).

Цель концепции DIR® — создание программы помощи, учитывающей уровень развития, ребенка, его индивидуальные особенности восприятия, моторики, эмоциональной сферы и когнитивных функций, его сильные и слабые стороны, особенности семьи и взаимоотношений в ней.

Концепцию DIR® часто именуют Floortime®. Но на самом деле методика Floortime® — это один из компонентов комплексной программы помощи, основанной на концепции DIR®.

Цель методики Floortime® — формирование эмоционально значимого взаимодействия в игре, жизни, учебной деятельности, способствующего развитию. Многим детям с эмоциональными проблемами, а также расстройствами аутистического спектра концепция DIR® помогла установить теплые и близкие отношения со взрослыми и сверстниками, осмысленно общаться, используя эмоциональные жесты и слова, и подняться до высоких уровней абстрактного мышления и эмпатии.

Концепция DIR выделяет 9 стадий развития. Их называют Функциональными Эмоциональными Ступенями Развития (ФЭСР). Освоение этих стадий важно для нормального эмоционального и умственного развития. Но у детей аутистического спектра возникают трудности при прохождении этих стадий. Задача DIR/Floortime – помочь ребенку преодолеть эти трудности, возвращая его на путь здорового развития.

СЕРТИФИКАЦИОННАЯ ПРОГРАММА DIRFLOORTIME®

Обучение DIR/Floortime происходит поэтапно – сначала изучается методика для развития на первых стадиях, а потом на более высоких.

Таким образом, программа обучения специалистов DIR/Floortime состоит из нескольких курсов:

DIR101. Теоретический курс знакомства с концепцией DIR и методикой Floortime.

DIR201. Методика Floortime для освоения 1-4 стадий развития. При успешном прохождении курса DIR 201 выдается сертификат специалиста DIRFloortime базового уровня.

DIR202. Методика Floortime для освоения 4-6 стадий развития. При успешном прохождении курса DIR 202 выдается сертификат специалиста DIRFloortime среднего уровня.

DIR 203: Коучинг воспитателей, учителей и других специалистов по поддержке функционального эмоционального развития. При успешном прохождении курса DIR 203 выдается сертификат специалиста DIRFloortime продвинутого уровня.

DIR 204A: Становление инструктором и экспертом DIRFloortime. При успешном прохождении курса DIR 204A выдается сертификат эксперта и инструктора DIRFloortime.

ЧЕК-ЛИСТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (FEAS) ПО ВОЗРАСТУ

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КНИГИ:

Книга Стенли Гринспена «На ты с аутизмом»

Lecture Transcript: Using Ideas and Challenging the Child to Use Ideas: Использование идей и вовлечение ребенка в использование идей

Дисциплина без драм http://www.labirint.ru/books/505806/

Воспитание с умом http://www.labirint.ru/books/433168/

Майндсайт http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/vzglyad_v_sebya/

На одной волне. Нейробиология гармоничных отношений ( предисловие Д. Сигала)http://www.labirint.ru/books/516885/

Сенсорная интеграция. Теория и практика. http://shop.terevinf.ru/books/lechebnaya-pedagogika/sensornaya-integratsiya-teoriya-i-praktika-/