17 ноября состоялась Научно-практическая конференция молодых дефектологов с международным участием «Эффективные практики современной дефектологии: актуальное состояние и тенденции», организованная Союзом дефектологов совместно с Московским государственным областным университетом при поддержке Ассоциации специалистов по работе с детьми с ОВЗ Московской области. На конференцию зарегистрировались свыше 1500 участников из 67 регионов России, а также из Франции, Германии, Финляндии, Китая, Италии, Сербии.
Модераторы конференции:
- Георгий Валерьевич Крюков, исп. директор Союза дефектологов, руководитель Ассоциации специалистов по работе с детьми с ОВЗ Московской области, член Экспертного совета по спе-циальному образованию при Комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке
- Алексей Андреевич Дмитриев, декан факультета СПиП, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Международной лаборатории по сопровождению детей с ОВЗ
Открыла конференцию проректор МГОУ Оксана Александровна Шестакова.
С приветственными словами к участникам выступили:
- Олег Николаевич Смолин, депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке, доктор философских наук, академик РАО, вице-президент Паралимпийского комитета России, вице-президент Всероссийского общества слепых
- Илья Михайлович Бронштейн, первый заместитель министра образования Московской области
- Татьяна Борисовна Филичева, президент Союза дефектологов, доктор педагогических наук, почётный профессор МПГУ, профессор кафедры логопедии Института Детства МПГУ
- Оксана Георгиевна Приходько, директор института специального образования и психологии МГПУ, заведующий кафедрой логопедии, доктор педагогических наук, профессор
- Артур Валерьевич Хаустов, кандидат педагогических наук, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ
- Лин Инбин, ректор Нанкинского университета специального образования (КНР)
- Юлия Куокканен, старший эксперт, Центральный Союз защиты детей Финляндии
- Патрик Сансон, эксперт Международного католического бюро по проблемам дет-ства (BICE), Франция
- Марко Москини, профессор университета г. Перуджа, Италия
- Славица Голубович, доктор наук, профессор факультета специального образования и реабилитации, Белградский университет (Сербия)
Актуальность проблемы: современная парадигма специального образования приводит к изменению социально-образовательного заказа, стимулирует специалистов к повышению собственных компетенций, осваиванию новых технологий и форм работы. Данная конференция направлена на поиск ответов по совершенствованию моделей подготовки молодых кадров и передачу накопленного опыта посредством современных интерактивных технологий, по развитию социального проектирования в области дефектологии и коррекционной педагогики.
Цель: повышение личностных и профессиональных компетенций молодых дефектологов в области современных технологий и форм работы с детьми с ООП.
В рамках пленарного заседания состоялось награждение лауреатов 1 Всероссийского конкурса «Педагогический дебют учителя-дефектолога 2020», организованного Союзом дефектологов.
Он представляет собой профессиональный конкурс для молодых специальных педагогов, который планируется проводить ежегодно. В этом году мы приняли в заочный этап 51 заявку из 25 регионов России, конкурсанты представляли самопрезентацию и разработку социального проекта. По итогам заочного этапа жюри, куда входили известные российские ученые и практики, в том числе преподаватели факультета специальной педагогики и психологии МГОУ, отобрало 10 финалистов. 10 ноября в онлайн-режиме состоялся очный этап, где участники выступили со своими презентациями и ответили на вопросы членов жюри. По итогам конкурса победила представитель Московской области, Александра Мефодичева, педагог-дефектолог из начальной школы-детского сада г. Мытищи. Второе место заняла Виктория Багдасарова из Орловской обл. Третье место поделили Вероника Державина из Казани и Мария Гаврикова из Воронежа. Победителям вручены дипломы лауреатов и сертификаты на приобретение методической литературы.
Награждение провели Т.Б. Филичева и Г.В. Крюков
О площадке по социальному проектированию:
Очень интересно и полезно прошла экспертная дискуссия на тему «Социальное проектирование в сфере реабилитации детей с ООП», модератором которой являлся Георгий Валерьевич Крюков, исп. директор Союза дефектологов, руководитель Ассоциации специалистов по работе с детьми с ОВЗ Московской области, член Экспертного совета по специальному образованию при Комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке. В рамках дискуссии Г.В. Крюков провел мастер-класс по разработке социальных проектов в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, участники разобрали ошибки и недочеты при написании грантовых заявок, представили наиболее удачные проекты.
Спикерами данной площадки выступили: Елена Валерьевна Мелина, директор АНО «Республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ОВЗ», директор ОУМЦ по обучению инвалидов ПФО Университета Управления «ТИСБИ», эксперт Общественной палаты Республики Татарстан, тема: «Проектная деятельность как дополнительный ресурс в непрерывном инклюзивном образовании»;
а также лауреаты только что прошедшего конкурса «Педагогический дебют учителя-дефектолога 2020»:
Александра Константиновна Мефодичева, Московская обл., г. Мытищи, МБОУ «Начальная школа-детский сад для обучающихся и воспитанников с ОВЗ», учитель начальных классов, учитель-дефектолог, тема: «Муниципальная модель организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС»;
Виктория Кареновна Багдасарова, учитель-дефектолог, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 39», Орловская обл., тема: «Инклюзивный навигатор»;
Вероника Владимировна Державина, Республика Татарстан, г. Казань, ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ОВЗ», зам. директора по УВР, тема: « Центр детского творчества «Ребенок XXI века»».
Мероприятие | Ссылка |
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ | https://youtu.be/rCTfqJzQSRQ |
Экспертная дискуссия 1. Компетенции дефектолога в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ООП | https://youtu.be/1SxQC8IzZaI |
Экспертная дискуссия 2. Социальное проектирование в сфере реабилитации детей с ООП | https://youtu.be/XH79oTUpEgA |
Экспертная дискуссия 3. Технологии альтернативной коммуникации в работе с обучающимися с ООП | https://youtu.be/0RREmVwFH54 |
Экспертная дискуссия 4. Цифровые и дистанционные технологии в обучении детей с ООП | https://youtu.be/TpgMaLH9JZY |